Neva Delta

International Folk Blues Festival

russianenglish
Блюз в России Rock-n-roll.ru Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Блюзовые байки
Rhapsody in Blue

Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина (1898-1937), название которой переводится на русский как Блюзовая рапсодия, Рапсодия в стиле блюз и т.п., создана по предложению Пола Уайтмена, короля джаза 1920-х годов, руководителя и дирижера знаменитого американского джазового оркестра. Уайтмен решил организовать большой концерт джазовой музыки в одном из крупнейших залов Нью-Йорка с целью убедить соотечественников в важности этого искусства. Именно для этого концерта в январе 1924 года за три недели Гершвином была написана Рапсодия в варианте для двух фортепиано. Оркестровку сделал в считанные дни постоянный пианист и аранжировщик Уайтмена Ферд Грофе (через два года тот же Грофе осуществил и переложение для фортепиано и симфонического оркестра). Название произведения было предложено братом Гершвина Айрой: в один из дружеских вечеров, где Джордж проигрывал куски нового произведения и сообщил о намерении назвать его Американской рапсодией. Аира, посетивший в тот день Музей искусств Метрополитен и находившийся под впечатлением картин близкого к импрессионизму художника Джеймса Уистлера Ноктюрн в голубых и зеленых тонах и Гармония в серых и зеленых тонах, предложил цветовое название блюзовый. Таким образом, возможно, правильнее было бы называть сочинение Рапсодией в блюзовых тонах...

Премьера Рапсодии состоялась в Эоловом зале в Нью-Йорке 12 февраля 1924 года. На большом концерте оркестра Уайтмена присутствовали многие выдающиеся музыканты, в числе которых были Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Яша Хейфец, Фриц Крейслер, Леопольд Стоковский, Джон Суза. Исполненная автором Е сопровождении оркестра Рапсодия была встречена восторженной овацией.
Свой всеамериканский концерт Уайтмен повторил 7 марта 1924 года в том же Эоловом зале и 21 апреля в Карнеги-холл. Вскоре Рапсодия Гершвина была напечатана издателем Максом Дрейфусом и записана на грампластинку фирмой RCA-Victor. В Европе Рапсодия впервые была исполнена в Брюсселе в 1925 году Джоном Ауэрксом. Произведение вскоре было переложено на различные составы, от фортепиано или аккордеона соло до хора а сарреllа и оркестра мандолин. Позднее в органном исполнении музыка Рапсодии звучала на похоронах ее автора. Название этого сочинения получил и экранизированный вариант биографии Гершвина, вышедший в 1946 году.
В американской музыке ?Блюзовая рапсодия? Гершвина занимает особое место. Она оказалась искомым в 1920-е годы сплавом европейской музыкальной традиции с афро-американской джазовой культурой, с интонационным словарем популярной музыки. Для Америки 20-х годов Расподия Гершвина символизировала важный этап становления джаза в качестве "по-настоящему хорошей музыки" в отличие от раннего "диссонирующего джаза", если использовать выражения произносившего вступительное слово на концерте в Эоловом зале Хью К. Эрнса. Тем самым она означала возможность для американской музыки стать вровень с европейскими национальными профессиональными школами. В этом смысле следует понимать высказывания тогдашних критиков и музыкантов, писавших об открытии новой эры в американской музыке и о самой серьезной попытке, когда-либо предпринятой американским композитором.

В то же время значение этого произведения в истории музыки значительно шире. Блюзовая рапсодия стала бесспорным шедевром, одним из немногих сочинений XX века, популярных у самой широкой публики и искренне любимых во всем мире.

Сделано в дизайн студии ArtGraphic
PortPC fontanka.fm