Neva Delta

International Folk Blues Festival

russianenglish
Блюз в России Rock-n-roll.ru Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Блюзовые байки
FOLK BLUES

Блюз отражает глубоко личные переживания, насыщенные драматизмом и внутренней конфликтностью, содержит также элементы юмора, иронии, социальной сатиры. Специфика блюза проявляется, кроме того, в особом строении поэтической строфы и своеобразии музыкальной формы, в использовании определенного круга выразительных средств, в манере исполнения. Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования (см. синкопа), вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.

Понятие "блюз" имеет целый ряд более узких значений: стиль, манера, способ музыкального высказывания, некое "блюзовое качество", присущее мышлению музыканта-исполнителя или композитора, музыкальному произведению, предполагающее использование типичных для блюза приемов интонирования, артикуляции, фразировки и других выразительных средств; специфическая музыкальная форма ("блюзовая форма") с вопросно-ответной структурой (с повторенным "вопросом" и однократным "ответом" ); комплекс музыкально-выразительных средств, музыкальных идиом, исполнительских приемов, свойственных блюзу, - данная трактовка понятия отражена в таких терминах, как "блюзовая интонация", "блюзовые тоны", "блюзовая гармония", "блюзовый звукоряд", "блюзовый квадрат" (функционально-гармоническая модель, на которую опирается тема блюза и которая служит основой для импровизации) и некоторые другие.

Оркестровый блюз впервые был записан на грампластинку в 1921, кантри-блюз (сельский блюз) - в 1924-25, классический - в 1920, современный - в 1933 (Билли Холидей). Блюзовые элементы являются неотъемлемыми атрибутами многих стилевых форм современной поп- и рок-музыки. Под влиянием блюза возникло также так называемое "блюзовое" направление в поэзии (Л. Хьюз, Дж. Керуак), литературе (Дж. Болдуин, С. Фицджеральд), драматургии (Ю. О'Нил, Т. Уильямс) и других видах искусства. (словарь Кирилла и Мефодия).

О значении блюза в современной музыкальной культуре мира обстоятельно описано в книге замечательного музыковеда Валентины Джозефовны Конен "Рождение джаза" (Сов. Композитор, 1984.). Вот несколько цитат из этой книги:

"... не только у себя на родине, но и в европейских странах блюз нашёл благодатную почву. В частности, музыкальная среда послевоенного Парижа, законодателя художественных мод в период модернизма, услышала в блюзах и джазе "дыхание современности" ещё до того, как они успели войти в американскую повседневность. Дебюсси, Стравинский, Сати, Равель, Пуленк, Кшенек, как и множество других менее известных композиторов, сразу поддались обоянию новой музыки ХХ века, пришедшей из-за океана."

"Редкая гармония между строгими канонизированными элементами и свободным импровизационным началом, между характерными чертами музыки Запада и ориентальным строем пронизывает интонационную и ритмическую организацию блюза, образуя замкнутую музыкально-выразительную систему"

"Если попытаться проанализировать записанные мелодии блюзов, то нетрудно заметить, что они большей частью укладываются в пентатонику, столь характерную для фольклорной культуры многих народов в Европе, Азии и Африке."

"Истоки универсальности блюза коренятся как в узко музыкальной сфере, так и в явлениях широкого общественного плана.

Громадное расширение нашего культурно-географического кругозора, широчайшее вовлечение неевропейских стран и народов в мировые общественные и политические движения, гораздо более тесный непосредственный контакт между разными народами Запада и Востока, чем это было возможно когда-либо прежде, - всё это, разумеется, привело к тому, что психология европейца становится всё более восприимчивой к культуре внеевропейских народов."

"Синтез европейского и внеевропейского пронизывает множество произведений (академической музыки), последовавших за Дебюсси. Назовём только некоторые, наиболее известные: Соната для скрипки и фортепиано Равеля (так называемая "блюзовая соната") и его же Фортепианный концерт, "Бык на крыше" Мийо, "Негритянская рапсодия" Пуленка, "Рапсодия в блюзовых тонах" и Фортепианный концерт Гершвина и др.

Можно сказать и о целых композиторских школах Советского Востока, где начиная с творчества Хачатуряна в небывалых масштабах и на высоком художественном уровне осуществлено слияние западных и ориентальных традиций в музыке. На русской почве слияние "ориентального" и "европейского" началось гораздо раньше, чем в Западной Европе, и достигло полного синтеза уже в ХIХ столетии. Вспомним хотя бы Бородина.

"Не будем предсказывать, как сложится в дальнейшем судьба блюзового искусства. Но его созвучность музыкальной эстетике нашего времени очевидна и бесспорна. Подобно многим произведениям оперно-симфонической школы блюз отразил типичные черты нового в художественной психологии наших современников и раздвинул границы выразительности в направлении, неведомом искусству предшествующих столетий.

Ни один другой вид афро-американской музыки не обусловил в такой степени, как блюз, эстетическую сущность джаза и его самобытную художественную систему. Сегодня оба эти вида перешагнули за рамки своей страны и породившей их среды и стали органической принадлежностью культуры ХХ ( и ХХI) века в целом".

Рождение блюза, как определённого жанра в начале прошлого столетия ознаменовало начало совершенно нового этапа в истории мировой музыкальной культуры. До возникновения блюза в истории музыки можно было выделить два основных направления: народная (фольклор) музыка и академическая музыка. Причём, фольклор, как первичная музыкальная основа различных этнических групп локализовался в этих группах и был естественным продуктом целого ряда факторов, определяющих его характерные отличительные фонетические, ритмические и др. особенности. Такая локализация обусловлена в первую очередь миром звуков свойственных для данной географической местности. Фольклор - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы... (сл. Кирилла и Мефодия)

Фольклор выражает общечеловеческие ценности доступными средствами, в контексте бытующих обычаев и представлений той или иной этнической группы. Именно поэтому фольклорная музыка отдельно взятой этнической группы никогда не претендовала на общедоступность для восприятия в международном масштабе и универсальность образного языка. Эти задачи всегда стояли перед академической музыкой. Академическая музыка, создаваемая композиторами на основе фольклора переводила, если можно так выразиться, локальную этническую (национальную) музыкальную традицию на интернациональный язык, позволяющий освоить (понять, ассимилировать) культурный опыт данного этноса всей мировой культурой, и тогда такое произведение становилось классическим. Классика - (от лат. classicus - образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры, (сл. Кирилла и Мефодия).

До рождения блюза термин классический в отношении фольклорной музыки использовался скорее в буквальном значении (образцовый, первоклассный) напр. Классический романс, Классические раги и т.п., нежели как выражение, определяющее непреходящую ценность музыкального произведения для мировой культуры.

С появлением блюза - основой всей мировой современной популярной музыки, можно отметить, что термин классический, совершенно естественным образом становится, применимым к фольклорным музыкальным произведениям во всех смыслах.

Именно блюз стал тем связующим звеном, способным адаптировать музыкальный фольклор различных этнических групп для восприятия людьми всей планеты. Именно блюз является корневой основой всей современной популярной музыки, а разнообразие стилей и направлений обусловлено самобытностью фольклорной музыки различных этнических групп.

Блюз в своей изначальной форме, носитель качеств, присущих любой фольклорной музыке - простота, естественность, искренность, связь с реальной жизнью, бытом, человеческими взаимоотношениями. Но, как молодой, недавно возникший музыкальный жанр, блюз обладал рядом преимуществ по сравнению с традиционным фольклором различных этносов мира, а именно: способность к естественному развитию в современном активно меняющемся мире и свободная адаптация новых звуков технократической среды, любых звуков, характерных для этнических групп, а также способность интегрировать в любую языковую и этническую среду. А, следовательно, как представитель фольклорной музыки современного общества мог претендовать на интернациональность. Следует отметить, что процесс интеграции блюза естественный. Любая попытка насильственного или искусственного привнесения блюзовой гармонии в музыкальный фольклор, без естественной фонетической адаптации обречено. Можно сказать, блюзовая основа скрыта в любой фольклорной музыке, и в русской фольклорной музыке - бесспорно.

Синтез фольклора и блюза неизменно приводит к появлению новых музыкальных жанров и направлений. Так развитие и распространение блюза в США привело к возникновению джаза и рок-н-ролла, в Латинской Америке - боса новы, на Ямайке - реггей, в Великобритании - рок музыки...

Таким образом, можно сказать, что естественное возникновение и развитие новых музыкальных жанров, основанных на синтезе фольклора и блюза - это закономерный процесс, продиктованный самой эволюцией.

Сделано в дизайн студии ArtGraphic
PortPC fontanka.fm