Neva Delta

International Folk Blues Festival

russianenglish
Блюз в России Rock-n-roll.ru Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Пресса о нас
Блюз слово женского рода
8 июля 2006 www.rock-n-roll.ru, Андрей Бурлака

Уже в четвёртый раз на пасторальных лужайках Юсуповского сада собрал публику фольклорно-блюзовый фестиваль Дельта Невы, который, по традиции, сильно отличался от своих предшественников

Можно сколько угодно спорить о том, что есть блюз, а что не есть, и дискутировать по поводу программы Дельты, соглашаясь или не соглашаясь с присутствием в ней тех или иных имён, но фестиваль и это стало ясно в первый же год его существования суть отражение своеобразных взглядов на эту музыку основателя, вдохновителя и главного протагониста Дельты Невы Сергея Стива Некрасова. Не стану спорить: он может экспериментировать, ошибаться, рисковать и даже заблуждаться, зато каждая следующая Дельта непохожа на предыдущую, у каждой есть свои, заметные даже постороннему глазу особенности, зачастую проявляющиеся лишь непосредственно в процессе выступлений.

Одной из специфических черт Дельты за номером четыре стало преобладание на ней женского блюзового вокала. Несколько лет назад я уже отмечал неожиданный всплеск появления музыкально и поэтически одарённых девушек в авторской песне теперь тенденция распространилась и на ритм-энд-блюз. Девушки пели в BLACK WHITE, OLD FASHION, JUNGLE JAM, а BADMEANTONES, вообще, оказались all-girl (ну почти) группой с неплохим чувством фанка и эффектной подачей. Впрочем, обо всём по порядку, ибо оценить достоинства женщин можно лишь в строгом мужском обрамлении. А фестиваль открывали и закрывали два ветерана питерского рока, чем-то похожие, но при этом абсолютно разные.

Итак, это группа ФИНСКИЙЗАЛИФ, - без обиняков начал своё выступление Юрий Ильченко, возвращение которого в лоно питерского рок-н-ролла сколь отрадно, столь и невероятно. Звезда 70-х, когда-то непререкаемый авторитет для Макаревича и БГ (не говоря о множестве музыкантов другого калибра), Ильченко никогда не стремился бить в одну точку, меняя свои интересы и увлечения с непредсказуемостью калейдоскопа. Сегодня играем музыку, завтра шьём джинсы, послезавтра организуем производство струн. Утром в Питере, днём в Москве, глубокой ночью в Кливленде, штат Огайо. И так всю жизнь. Но уж если Юрий Владимирович берётся играть блюз, то делает это так, что находиться рядом опасно. Чиж может спокойно дремать на скамейке запасных. Новое явление Ильченко народу это лишний раз подтвердило. Он сыграл только один старый блюз (и все, кто в курсе, подпевали: Когда погаснет в этом зале свет, и все уйдут домой, лишь этот блюз останется со мной), но и новые песни вскорости обещают стать хитами.

Закрывал фестиваль Саша Ляпин со своим очередным проектом FLASHBACK: по форме он слегка напоминает о годах его сотрудничества с DDT (Вадик Курылёв бас, Миша Нефёдов - барабаны), а по содержанию промышленную камнедробилку: с первыми же аккордами трио выплеснуло на размягчённую обилием красивых мелодий публику град диссонирующих звуков, устроив брутальную канонаду, более уместную на празднике индустриального рока, нежели на блюзовом форуме. Блюзом тут (извини, Саша) и не пахло Можно, вероятно, рассматривать это как современный городской фольклор но, мне кажется, Ляпин со свойственным ему прагматизмом просто решил использовать Дельту как ещё одну халявную возможность обкатать новую программу, имеющую своей целью совершенно другую аудиторию

Между двумя этими титаническими фигурами были спрессованы выступления ещё восьми достаточно разных исполнителей: от кокетливых BADMEANTONES (пять девушек в теннисных с виду белых костюмчиках, с флейтой, гитарами и мужской ритм-секцией) до наполнивших атмосферу беспечными африканскими ритмами и позитивной энергией SIMBA VIBRATION Серафима Макангилы, который после расставания с MARKSCHEIDER KUNST долго искал свой звук и вот, наконец, нашёл; от тяжёлого блюза по моде 70-х в изложении CONTRAST BLUES BAND, где собрались ветераны поветеранистей Ильченко с Ляпиным (их клавишник Володя Петров на сцене без перерывов с 1965 года и имеет в своём послужном списке такие строчки как старая ЛИРА и АВАНГАРД-66), закончивших свой сет оптимистическим эвергрином Let the Good Times Roll, до почти прозрачной акустики белорусских гостей из DANNY & WILLIE BLUES MOB, от играющих всё подряд завсегдатаев клубной афиши типа BLACK MAGIC и NO COMMENT до собравшихся буквально под фестиваль OLD FASHION (это, собственно, BIG BLUES REVIVAL, в которых поёт не Виталик Андреев, а гармошечник Саша Суворов и девушка Катя), от тяготеющих к джазу BLACK & WHITE до более рок-н-ролльных по сути JUNGLE JAM

Помимо упомянутых выше ?Когда погаснет в этом зале свет Ильченко и Let the Good Times Roll в версии CONTRAST BLUES BAND, я бы включил в фестивальный Топ5 You Can Make It If You Try Соломона Бёрка, сыгранную NO COMMENT, Roadhouse Blues THE DOORS, исполненный BLACK MAGIC при участии гитариста Феди Иванова и? И что-нибудь ещё из ФИНСКОГОЗАЛИФА!

Стоит отметить, что если раньше на сцене безраздельно царил сам Стив, то на этот раз в роли ведущего очень органично дебютировал барабанщик групп BILLY?S BAND и O.S.A. Женя Бобров. К слову, жаль, что O.S.A. отсутствовала в программе фестиваля равно как, безусловно, интересные UNDERGROUND SUNBURN, ДЯДЯ СЭМ, FORREST GUMP Но, как я уже заметил, на плечах у фестиваля есть своя голова, и ей решать, кого и когда звать на сцену

Отдельных добрых слов заслуживает публика, поскольку такого процента приличных людей нельзя встретить больше нигде ни на саммите G8, ни, тем более в Госдуме (где блюз, к сожалению, не слушают). Было много просто ценителей хорошей музыки, изрядное число ветеранов (Сергей Калашников из ПОСТА, Паша Азаров из PHANTOMS, Юра Семёнов и Владик Качура из легендарной ЛИРЫ времён Молотка, которые пришли послушать бывших коллег и т.д.) и, что не может не радовать, куча молодёжи (включая изрядный процент симпатичных девушек, которых в Госдуме нет вообще).

Завершая свой краткий обзор фестиваля, я вдруг подумал, что его название не только неслучайно, но и символично: как известно из учебника географии, Волга впадает в Каспийское море, где и остаётся, а воды Невы неизбежно смешиваются на просторах Атлантики с водами Миссисипи, которые туда приносит тёплый Гольфстрим. Это ли не добрый знак

Андрей Бурлака

Сделано в дизайн студии ArtGraphic
PortPC imagineradio.ru